Сообщений 10    Оценка 270 [+0/-2]         Оценить  
Система Orphus

Шаблоны проектирования. История успеха

Автор: Тепляков Сергей Владимирович
Источник: RSDN Magazine #2-2010
Опубликовано: 09.01.2011
Версия текста: 1.1
Введение
История зарождения
История успеха
Литература

Введение

Шаблоны проектирования уже длительное время занимают почетное место в арсенале многих разработчиков. Одни их используют в повседневной практике, другие пишут о них статьи или книги, третьи собирают вместе коллективный опыт и создают новые шаблоны. Шаблоны проникли в самые разные области разработки программного обеспечения, о них написаны тысячи статей и выпущены десятки книг. Но, несмотря на свою популярность и распространенность, далеко не все знают историю появления этого феномена, причины возникновения и тех героев, благодаря которым наша индустрия пополнилась столь полезным инструментом. В этой статье я хочу восполнить этот пробел и рассказать о той роли, которую сыграли труды архитектора и философа Кристофера Александера, как его идеи переняли представители компьютерного сообщества и описать путь, который проделали шаблоны, прежде чем они получили признание и стали достоянием широкой общественности.

История зарождения

Книги архитектора и философа Кристофера Александера (Christopher Alexander) “The Pattern Language” (1977), “The Timeless Way of Building” (1979), “Notes On The Synthesis Of Form” (1964) упоминаются в компьютерной литературе не реже, чем труды Дейкстры, Хоара или Кнута. Практически в каждой книге о шаблонах проектирования говорится о серьезном влиянии трудов Александера на область разработки программного обеспечения и, в частности, на идею создания шаблонов проектирования. Однако шаблоны проектирования – это не единственная область, на которую оказали влияние труды этого замечательного человека. Еще в 1979 году в своей книге “Structured Design: Fundamentals of a Discipline of Computer Program and Systems Design” Эд Йордон (Ed Yourdon) и Ларри Константайн (Larry L. Constantine) одни из первых определили такие фундаментальные понятия модульности ПО, как сцепление (cohesion) и связность (coupling), основываясь на понятиях, приведенных в книге Алексендера “Notes On The Synthesis Of Form”.

По мнению Александера основной задачей при декомпозиции системы является выполнение следующих двух условий:

Сегодня эти проблемы широко известны в программной индустрии и описаны в любой книге по проектированию и построению программных систем, но, если верить Александеру, они присущи проектированию любых сложных систем.

В следующий раз труды Александера, на этот раз книги “The Timeless Way of Building” и “The Pattern Language”, упоминают Том ДеМарко (Tom DeMarco) и Тим Листер (Tim Lister) в своей знаменитой книге “Peopleware: Productive Projects and Teams”, вышедшей в свет в 1987 году. Авторы считают, что окружение является существенным фактором, влияющим на продуктивность человека, занятого интеллектуальным трудом. В попытке описать идеальное рабочее место ДеМарко и Листер обратили свои взоры на труды знаменитого архитектора. Анализируя удачные рабочие места в различных организациях, авторы создали четыре шаблона, которые, по их мнению, существенно повышают комфорт сотрудника и позволяют выполнять свою работу максимально продуктивно.

Идея применения шаблонов проектирования в области разработки ПО появилась в умах сторонников объектно-ориентированного программирования во второй половине 80-х годов прошлого века. Как и многие другие хорошие идеи, идея повторного использования не только кода, но и архитектурных и проектных решений, пришла в голову одновременно разным экспертам в области разработки программного обеспечения.

Одним из таких экспертов был Кент Бек. Вот что он пишет:

«Впервые я услышал о шаблонах, будучи студентом Университета Орегона. Многие студенты, с которыми я жил в общежитии на первом курсе, были из Школы Архитектуры. И поскольку я рисовал планы домов с шести или семи лет, они указали мне на труды Кристофера Александера. Я прочитал его книгу “The Timeless Way of Building” от корки до корки в течение семи месяцев.

Я работал на Tektronix в течение полутора лет, когда я снова столкнулся с трудами Александера. Я нашел потертую старую книгу “Notes on the Synthesis of Form”. Объяснение методологии Александера во вступлении ко второму изданию согласовывалось с моей точкой зрения, что снова меня привело к книге “The Timeless Way of Building”. Мне показалось, что все, что он не любит в архитекторах, я не люблю в разработчиках ПО. Я убедил Варда Каннингема, что мы нашли что-то важное».

В 1987 году Вард Каннингем (Ward Cunningham) и Кент Бек (Kent Beck) поделились своим первым опытом применения языка шаблонов на практике на конференции OOPSLA-87. В то время они оба работали над одним проектом и столкнулись со сложностью проектирования пользовательского интерфейса. Тогда они решили воспользоваться идеей языка шаблонов Кристофера Александера. Александер считал, что наиболее оптимальным является проектирование жилища теми, кто будет в них проживать, т.к. именно они наиболее точно осознают собственные потребности. Кент Бек и Вард Каннингем посчитали эту идею весьма заманчивой и разработали язык шаблонов для проектирования пользовательских интерфейсов пользователями.

«Мы предлагаем радикальное изменение проектирования и реализации, используя концепцию, адаптированную из работы Кристофера Александера, архитектора и основателя Центра по изучению структуры окружающей среды (Center for Environmental Structure). Александер предлагает, чтобы дома и офисы проектировались и строились их жителями. Он считает, что эти люди лучше всего знают свои потребности в определенной структуре. Мы согласны с этим мнением и считаем, что то же самое относится и к компьютерным программам. Пользователь сам должен писать свои программы. Идея выглядит глупой, если взглянуть на размер и сложность зданий и программ, а также множество лет обучения профессии проектировщика. Однако Александер предлагает убедительный сценарий, который основывается на концепции «языка шаблонов».

Язык шаблонов предоставляет проектировщику работающие решения всех известных проблем в области проектирования. Это последовательность кусочков знаний, которые изложены и организованы в таком виде, что позволяют проектировщику задавать правильные вопросы и получать ответы в нужные моменты времени. Александер организовывал эти кусочки знаний в письменные шаблоны, в определенной однотипной структуре. Каждый шаблон имел выражение, описывающее проблему, условия, которые привели к возникновению этой проблемы и, самое главное, решение, которое работает в этих условиях. Язык шаблонов содержит шаблоны целого строения, например, жилого здания, или интерактивной компьютерной программы. В этом языке шаблоны связаны с другими шаблонами, и решения применяются на основании этой взаимосвязи. Письменные шаблоны включают эти взаимосвязи в качестве пролога и эпилога».

Несмотря на успех применения языка шаблонов на практике, Кент Бек и Вард Каннингем были первыми и последними, кто попытался разработать и применить полноценный язык шаблонах, в таком виде, в котором он представлен в труде Кристофера Александера.

В это же время, начиная с 1988 года, Эриx Гамма (Erich Gamma), Андре Веинанд (Andre Weinand) и Рудольф Марти (Rudolf Marty) начали работу над объектно-ориентированной библиотекой на С++ под названием “ET++”. В этом же году на конференции OOPSLA’88 они выступают с докладом об этой библиотеке. Эрих также задумался о важности повторного использования проектных решений (или шаблонов) своей библиотеки. В 1991 году Эриху приходит идея написании диссертации на тему шаблонов проектирования и он начинает сотрудничать с другими членами «Банды четырех» для дополнительного изучения этой темы. Именно в 1991 году перед конференцией European Conference of Object-Oriented Programming (ECOOP) Ерих Гамма и Ричард Хелм собрались вместе для создания первого каталога шаблонов проектирования, которые, в конечном счете, стали основой знаменитой книгой “Design Patterns”. Многие из этих шаблонов попали в книгу “Design Patterns”, в то время как многие другие так и остались неизвестными.

В конце 1988 года Джеймс Коплиен (James Coplien) начал каталогизировать специфичные для С++ низкоуровневые шаблоны, которые он называл идиомами. Ранние черновики этой работы использовались для обучения объектно-ориентированному программированию и С++ в AT&T с начала 1989 года. В 1991 года вышла книга Джеймса Коплиена “Advanced C++ Programming Styles and Idioms”, которую можно считать первой книгой по С++ для опытных программистов и первой книгой по шаблонам проектирования.

Питер Код (Peter Coad) занимался вопросом шаблонов проектирования примерно в то же время, в результате чего на свет появилась статья в Communications of the ACM в 1992 году.

К этому времени (начало 1990-х годов) интерес к шаблонам проектирования вырос достаточно, чтобы ключевые специалисты в этом вопросе взялись за объединение опыта. В 1993 году проводится множество конференций и семинаров, на которых основное внимание уделяется шаблонам проектирования. Поворотным событием в истории шаблонов проектирования становится знаменитая книга Банды четырех, которая впервые была представлена на конференции OOPSLA’94, где было продано 750 копий этой книги, что более чем в семь раз превосходит количество любых технических книг, когда-либо проданных на этой конференции.

История успеха

Книга «Design Patterns» является одной из самых популярных технических книг за всю историю отрасли, о ней вот уже пятнадцать лет пишут статьи, ссылаются в других книгах, обсуждают, критикуют, хвалят. По некоторым сведениям эта книга является самой продаваемой компьютерной книгой за всю историю (на начало 2009 года продано более 350 000 экземпляров и ежемесячно продается более 1000).

После выхода книги Банды четырех тема шаблонов проектирования стала активно обсуждаться не только в академических кругах, но и простыми разработчиками. Тема шаблонов проектирования рассматривалась на различных конференциях и семинарах, включая OOPSLA (Object-Oriented Programming, Systems, Languages & Applications) и PLoP (Pattern Languages of Programs). О шаблонах проектирования вышло множество книг. Часть из них продолжает исследование классических шаблонов проектирования, поднятых в книге «Design Patterns», но помимо этого, шаблоны стали применяться во многих смежных областях. Сегодня шаблоны используются практически повсюду: существуют шаблоны кодирования, шаблоны рефакторинга, шаблоны реализации корпоративных приложений, шаблоны работы с базами данных, шаблоны распределенных приложений, шаблоны работы с многопоточностью и множество других.

Шаблоны проектирования получили весьма широкое распространение, но, несмотря на это, они в течение длительного времени оставались прерогативой архитектора и разработчика, а не менеджера. Но за последние несколько лет эта картина начала меняться. Вслед за книгой  Джеймса Коплиена и Нила Харрисона “Organizational Patterns of Agile Software Development” вышла книга Тома ДеМарко, Тима Листера и др. “Adrenaline Junkies and Template Zombies: Understanding Patterns of Project Behavior”, посвященная шаблонам поведения программных проектов.

Рассматривая историю возникновения шаблонов проектирования и их непосредственную близость к языку шаблонов Кристофера Александера, нельзя не отметить существенные различия. Несмотря на распространение самой идеи шаблонов, язык шаблонов в понимании Александера так и не был создан. Существуют шаблоны, предназначенные для решения различных задач, шаблоны для различных уровней абстракции и различных уровней иерархии системы. Эти шаблоны каким-то образом связаны с другими шаблонами более высокого и более низкого уровней, но при этом эта связь не является жесткой и формальной, в результате даже опытный разработчик не может описать всю систему с помощью какого-либо языка шаблонов. О шаблонах проектирования знают многие разработчики, проектировщики, архитекторы, но об этом явлении совершенно ничего не известно пользователям, хотя именно эта идея лежит в основе языка шаблонов Александера. Александер считал, что пользователь лучше всего знает свои нужды и если им дать формальный инструмент, то с его помощью они сами смогут построить лучшие прототипы, которые впоследствии будут реализованы командой разработчиков. Эту идею пытались развить Кент Бек и Вард Каннингем в самом начале своей работы с шаблонами, и даже получили положительные результаты, но идея использования шаблонов пошла по другому пути, который привел к повторному использованию идей командой разработчиков без участия в этом процессе конечного пользователя. На сегодняшний день основная роль шаблонов – это повторное использование опыта в различных областях разработки ПО, устранение коммуникационного барьера внутри команды разработчиков и между ними, повышение качества создаваемого продукта за счет использования проверенных годами решений. Шаблоны не стали «серебряной пулей», но они сделали достаточно для компьютерного сообщества, чтобы относиться к этому явлению с уважением и знать не только, что из себя представляют шаблоны проектирования, но и историю этого феномена.

Литература

  1. Christopher Alexander, Notes On The Synthesis Of Form, 1964
  2. Christopher Alexander, The Pattern Language, 1977
  3. Christopher Alexander, The Timeless Way of Building, 1979
  4. Edward Yourdon, Larry L. Constantine, Structured Design: Fundamentals of a Discipline of Computer Program and Systems Design, 1979
  5. Tom DeMarco, Timothy Lister, Peopleware: Productive Projects and Teams, 1999
  6. Kent Beck, Ward Cunningham, Using Pattern Languages for Object-Oriented Programs, OOPSLA-87
  7. James Coplien, Software Patterns, 1996
  8. Jonathan Erickson, Dr. Dobb's Journal, March 1998
  9. James Coplien, Advanced C++ Programming Styles and Idioms, 1991
  10. Erich Gamma et al. Design Patterns: Elements of Reusable Object-Oriented Software, 1994


Эта статья опубликована в журнале RSDN Magazine #2-2010. Информацию о журнале можно найти здесь
    Сообщений 10    Оценка 270 [+0/-2]         Оценить