В преддверии Конференции Разработчиков Игр (КРИ-2005) мы взяли небольшое интервью у Александра Лысковского, президента компании Alawar Entertainment - крупнейшего российского издателя shareware-игр.
- Александр, как Вы оцениваете рынок компьютерных игр в России?
- По некоторым оценкам, рынок компьютерных и видеоигр (включая консоли) в России достигает 250 млн. долларов. Но это общая цифра - большую долю от этого «пирога» (около 70%) откусывают пираты.
- В каком сегменте компьютерных игр работает Alawar?
- Наша компания специализируется на выпуске игр сегмента low-budget. Основная аудитория этих игр — так называемые «казуалы»: офисные работники в возрасте от 23 до 30 лет, которые хотят развлечься.
- Как разделяются обязанности?
- Независимые разработчики или команды участвуют в процессе создания игры, а мы берем на себя продвижение игрушки, организацию продаж и техническую поддержку. Можем также помочь с процессом разработки: предоставить опробованные библиотеки, механизмы защиты и т.д.
- Почему разработчики не могут взять небольшие расходы по созданию игр целиком на себя и не делиться прибылями с издателем?
- Дело в том, что львиная доля продаж идет не через обычные каналы shareware, а через крупнейшие игровые порталы (Yahoo, MSN, ICQ и другие). Эти порталы попросту не будут общаться с одиночками, их клиенты — крупные издатели, предоставляющие сотни игр. Мы также используем другие каналы распространения (например, выпуск CD), которые будут рядовым разработчикам не по карману, и вкладываем большие средства в продвижение. Например, в России мы заключаем эксклюзивный договор на распространение компакт-дисков с компанией «Новый диск».
- Каков механизм выплат и процентная доля доходов, выплачиваемых разработчикам?
- Мы работаем по стандартной схеме роялти, 50/50, то есть с каждого доллара продаж разработчику достается 50 центов. Выплаты начинаются с момента продаж, но в конкретных случаях мы можем пойти навстречу и авансировать разработку, разделить пополам затраты на музыку и дизайн или предоставить фиксированный минимум гарантированных ежемесячных выплат. Все зависит от «рейтинга вменяемости»
- Это шутка или реально существующий рейтинг?
- Такой рейтинг реально используется у нас в компании для определения формы общения с командами разработчиков. Выпуск успешного проекта, например, повышает этот рейтинг. Упрямое нежелание что-либо переделать после неоднократных просьб - понижает. Для общения с вменяемыми командами достаточно обсуждать «сырую» демо-версию по e-mail. Лишь в более сложных случаях мы требуем составления дизайнерского документа.
- Есть ли какие-либо обязательные требования к тематике или внешнему виду игр?
- К играм предъявляется стандартный набор требований со стороны порталов: политкорректность (в частности, не должно быть никаких политических, религиозных или национальных противопоставлений), отсутствие крови и насилия. Разумеется, используемые в игре материалы (музыка, дизайн, имена персонажей, место действия и т.д.) должны быть лицензионно чистыми. Есть и более жесткие ограничения: в частности, геймплей игры Tetris запатентован, нельзя делать даже его ремейки под другими названиями.
- Что Вы посоветуете новичкам, которые захотят попробовать себя в создании игр?
- Прежде всего, придите к издателю до того, как игра, по вашему мнению, будет готова - так придется меньше переделывать. :) Кроме того, посещайте тематические форумы DTF.RU, КРИ (Конференцию разработчиков игр) и общайтесь в форуме swrus-games. И вообще, больше общайтесь с коллегами - советуйтесь, проводите «порки» игр. Не бойтесь, что идею игры украдут - идея ничего не стоит без воплощения.
- Играют ли сами сотрудники Alawar на отдыхе во что-нибудь из своей продукции?
- Нет! (смеется). Мы успеваем так наглядеться на эти игрушки, что развлечением это никак не назовешь. Из игр мы предпочитаем произведения Blizzard. Много играли в Starcraft, Warcraft, теперь вот открыли для себя мир MMORPG и World Of Warcraft. Иногда даже становится проблемой оторвать персонал от очередной сетевой баталии. :)
- Ваши ближайшие планы?
- Безусловно, КРИ.
- Удачи Вам!