Про сравнение double
От: McSeem2 США http://www.antigrain.com
Дата: 31.08.07 04:59
Оценка: 347 (43) +2
#Имя: FAQ.cpp.double==double
Здравствуйте, gandjustas, Вы писали:

G>Нет. Вообще прямое сравнение чисел с плавающией запятой, вида (a==b) может дать неправильный результат

UN>Не 0.0000001, а EPS — это значение определено в CRT =)

. . .ну и т.д.

Так. Тут начался беспредел с ужасами про сравнение плавающей точки на равенство. Требуется ликбез. Сравнивать плавающие числа (для педантов — значения переменных типа float или double) вполне можно и даже нужно. Но надо понимать сущность этой плавающей точки. А сущность заключается в том, что числа с фиксированной точкой (целые — это частный случай чисел с фиксированной точкой) имеют абсолютное значение погрешности, в отличие от чисел с плавающей точкой, где значение погрешности находится в прямой пропорциональности от модуля числа. Во всяком случае:
double a=3.1415;
double b=a;
if(a == b)
{
   . . .
}

Вот если этот if не сработает, то это означает, что компьютер сломался, а процессор издох.

Другое дело, когда числа вычислены разными способами — одно через синус, а другое — через экспоненту. Здесь действительно проверка на равенство скорее всего не сработает. Так же, как и не сработает сравнение с константой. Но это же относится и к целым числам, если скажем, мы нормализуем значения от 0...1 к 0...1000000000. То есть, не имеет значения, плавающие это числа или целые. В определенных ситуациях сравнивать их на строгое равенство нельзя. В этих ситуациях надо использовать некую Epsilon. И вот здесь-то и вылезает наружу вся безграмотность. Что такое DBL_EPSILON? — а это вот что. Это минимальное значение, которое при прибавлении его к единице, меняет значение этой единицы. Понимаете? — к единице! Строгой единице, числу 1.0 и ни к какому другому. Поэтому сравнивать числа с плавающей точкой на +/- DBL_EPSILON совершенно бессмысленно. Это сравнение выдает всю глубину невежества и неспособности думать мозгом. Факты таковы — плавающие числа больше 2.0 эту DBL_EPSILON просто не ощущают. Им что прибавляй ее, что что нет — ничего не меняет. Для этих чисел DBL_EPSILON является строгим нулем и просто не существует. В то же время, DBL_EPSILON имеет значение порядка 1e-16. Что это значит? А это значит, что числа в диапазоне Планковских масштабов (типа 1e-34) с точки зрения этой DBL_EPSILON будут все равны. То есть, эта 1e-16 становится слоном в посудной лавке. А ведь постоянная Планка ничуть не хуже скорости света — для этого собственно и были придуманы числа с плавающей точкой, чтобы отображать большие диапазоны значений с неким фиксированным количеством знаков.

Так для чего же все-таки нужна эта самая DBL_EPSILON (ну или FLT_EPSILON)? Нужна-ли? — нужна! Есть ситуации, когда действительно надо сравнивать числа в неком допустимом интервале. В каком? — А вот это как раз и зависит от абсолютного значения чисел и сущности вычислений. Короче говоря, надо эту Epsilon умножить на значение числа. А поскольку у нас два числа, то все усложняется — какое из них брать. То есть, корректное сравнение выглядит так:
if (fabs(a-b) <= DBL_EPSILON * fmax(fabs(a),fabs(b)))
{
  . . .Числа равны с относительной точностью DBL_EPSILON
}

Дорого? Да, дорого, а все остальное неправильно, такие дела. Но и это тоже неправильно! Дело в том, что этот DBL_EPSILON определяет разницу в 1 (один!) значащий бит экспоненты в приложении к числу 1.0. На практике такой разницы не встречается — числа либо строго равны, либо могут различаться больше чем на один значащий бит. Поэтому надо брать что-то типа 16*DBL_EPSILON, чтобы игнрорировать разницу в 4 младших бита (или примерно полторы последние значащие десятичные цифры из примерно 16 имеющихся).

Конечно же, есть случаи, когда диапазон чисел более-менее известен и предсказуем. Скажем, 0...1000. В этом случае, для сравнения на приблизительное равенство можно взять константу, типа 1000*16*DBL_EPSILON. Но надо иметь в виду, что такое сравнение фактически превращает всю идею плавающей точки в фиксированную точку (догадайтесь, почему).

Я вообще поражен уровню невежества — даже в весьма грамотной библиотеке GPC by Alan Murta используется тупое сравнение с константной Epsilon. На диапазонах экранных координат это все равно, что сравнение на строгое равенство, а на 1e-20 алгоритм вообще перестает работать.

И пожалуйста, имейте смелость высмеять от меня в лицо того университетского преподавателя, который скажет вам, что сравнивать плавающие числа на равенство нельзя. Такое высказывание можно простить в школе, на первом уроке информатики, но никак не в универе.

Вроде бы все сказал. Дополняйте.
McSeem
Я жертва цепи несчастных случайностей. Как и все мы.
 
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.