Много лет назад на одном иностранном аудиофильском форуме собрался разговор: а какой, условно, "конкретный один диск Баха" стоит рекомендовать тем, кто только ещё подумывает ознакомиться с его музыкой (даже ещё шире — с классической музыкой вообще). И такой диск был выбран (то, что это оказался двухдисковый /1/2/ и даже трёхдисковый /123/ комплект, сути дела не меняет) — Бранденбургские концерты в исполнении оркестра под управлением Тревора Пиннока, записанные в 1982 году. Ссылка на этот комплект (в котором есть ещё превосходная запись Оркестровых сюит) — в самом начале этого сообщения. Обоснованность этого выбора подтверждается и многими другими источниками: количеством (и качеством) отзывов на Amazon ("For the novice making a Bach purchase, you're come to the place.", "The idea of a 'perfect recording' is, of course, chimerical. But Trevor Pinnock's 'Brandenburg Concertos' and 'Orchestral Suites' come pretty close to the mark."), рекомендациями на соответствующих сайтах ("I can now see why everyone points to this recording as the definitive interpretation.") и так далее.
Краткие рекомендации для желающих детальнее познакомиться с музыкой Баха.
Количество записей различных произведений Баха превышает уже любой разумно (и неразумно) обозримый предел (до нескольких сотен исполнений одного произведения), поэтому ниже приводится лишь самый минимум миниморум, который может служить отправной точкой для собственных разысканий. Важные "исполнения-конкуренты" (число которых тоже значительно) и мнения о них часто встречаются в обсуждениях нижеприведённых записей на Amazon.
Клавишная музыка / Keyboard Music — помещается на первое место, так как именно к клавишной музыке принадлежит большая часть произведений (в том числе и Опус 1), опубликованных самим Бахом.
Достаточно подробно о клавишной музыке Баха написано ранее: первая часть
Отличная обзорная книга (интересно читать и немузыкантам, пропуская ноты) по клавишной музыке Баха: David Schulenberg. The Keyboard Music of J.S.Bach
Выпущено уже второе издание (2006). Книга авторитетная (ссылаются часто в других работах).
Специальная и подробная книга по Гольдберг-вариациям (которую рекомендует и Шуленберг): Peter Williams. Bach: The Goldberg Variations
Немузыкантам будут интересны по крайней мере введение (история появления и общий обзор) и короткая последняя глава (историческое значение и философский смысл).
Keyboard Concertos, Piano / Клавирные концерты, фортепиано — основных концертов семь, для начала можно послушать первый концерт, BWV 1052 в исполнении Хьюитт
Angela Hewitt (2005) — запись с австралийским оркестром — шедевр как по звуковому качеству записи, так и по исполнению, а также по работе звукорежиссёра — все инструменты оркестра отчётливо слышны "когда надо" и "как надо", оркестр не "затеняет" пианистку и пианистка не "затеняет" оркестр. Для желающих ограничиться "двумя дисками Баха" этот двухдисковый комплект однозначно рекомендуется как "второй диск" (в дополнение к вышеупомянутому Пинноку). Осторожно! Есть ещё ранняя запись некоторых концертов Хьюитт на одном диске (1987), которую лучше пока отложить.
Murray Perahia (2000-01) — тоже очень замечательное исполнение, которое до 2005 года (запись Хьюитт) можно было бы считать лучшим. Недавно запись переиздана на трёх, кажется, дисках.
Некоторые важные дополнительные сведения про Хьюитт и Перайю есть в сообщениях о клавишной музыке (ссылки — выше).
Keyboard Concertos, Harpsichord / Клавирные концерты, клавесин — те же семь концертов, для начала можно послушать первый концерт BWV 1052 в любом исполнении из следующих
Raymond Leppard (1974-83) — "редкая птица долетит до середины Днепра", с этой же записью вполне возможно и перелететь Днепр всех семи концертов за одно прослушивание — исключительно тонкий, ненавязчивый, лёгкий, воздушный звук клавесина и оркестра, высокое качество этой "несовременной" записи, которую можно включить и "фоном" для повседневных занятий. Однозначно выбор номер один.
Trevor Pinnock (1979-80) — запись того же периода (и качества), что и заглавная запись Бранденбургских концертов. Достаточно большая общая энергичность и отчётливо-сильный звук клавесина подойдут для тех, кто предпочитает "мощность звука". В таком случае уже эта запись будет первым выбором.
Violin Concertos / Скрипичные концерты — основных скрипичных концертов у Баха всего три, для начала можно послушать так называемый "двойной концерт" BWV 1043 в любом исполнении из следующих
Rachel Podger (2010) — записано только два "одиночных" концерта (плюс два клавирных) с небольшим "домашним" оркестром (она сама и дирижирует). Trevor Pinnock (1983) — запись того же периода (и качества), что и заглавная запись Бранденбургских концертов. David Oistrach and Igor Oistrach (1961) — редкая запись двух Ойстрахов: отца и сына. Ralph Schneiderhan and Rudolf Baumgartner (1956-57) — ещё одна редкая историческая запись.
Brandenburg Concertos / Бранденбургские концерты — "концерты радости и света", для начала можно послушать третий концерт, BWV 1048 в любом исполнении из следующих
Trevor Pinnock (1982) — заглавная запись Бранденбургских концертов (об этой записи написано в начале сообщения). Diego Fasolis (2004) — супер-исполнение "нового времени", запись выпущена на Super-Audio CD /SACD/. Trevor Pinnock (2007) — "обновлённая" запись Пиннока, с другим оркестром. Есть много мнений, что эта запись лучше ранней, как и много мнений "наоборот".
Orchestral Suites / Сюиты для оркестра — (или увертюры) по сути, это концерты. "Ария Баха" и "Шутка Баха" находятся именно тут (в третьей и во второй сюитах). Для начала можно послушать третью сюиту BWV 1068 в любом исполнении из следующих. Интересно, что грустная Ария написана в мажоре, а весёлая Шутка — в миноре.
Trevor Pinnock (1979-80) — это сюиты из заглавной записи Бранденбургских концертов (см. начало сообщения). Diego Fasolis (2001) — супер-исполнение "нового времени", запись выпущена на Super-Audio CD /SACD/. Masaaki Suzuki (2003) — замечательное исполнение под руководством известного специалиста по Баху (и замечательного клавесиниста, см. в клавишной музыке).
...продолжение следует...
15.02.12 10:42: Перенесено из 'О жизни'.
Поправлены ссылки
Здравствуйте, SergeCpp, Вы писали:
SC>...продолжение следует...
Спасибо, очень познавательно. Пейшы есчо!
Добавлю знаменитое Bouree в исполнении великого и ужасного Яна Андерсона. Очень прикольный стеб, но при этом добрый. http://www.youtube.com/watch?v=2u0XXpVGUwk
А вот то же самое с оркестом http://www.youtube.com/watch?v=EJGyiPrCF2Q — там примечателен молодой чувачок с гитарой, его роль не очень заметна, но тем не менее, подбренчать самому Андерсону на живом концерте — это очень зачетно.
McSeem
Я жертва цепи несчастных случайностей. Как и все мы.
Кстати, вопрос — как им удалось так качественно записать оркестр? Ведь это явно не фанера. Но тех микрофонов, что видно на сцене — ни для записи, ни для усиления явно не достаточно, тем более, в сочетании с электро. Мое предположение — у оркестра в каждом пюпитре по мелкому конденсаторному микрофону ну или в стульях.
И что бы уж 2 раза не вставать, другой наивный вопрос — а какой протокол у беспроводных сценических микрофонов? В большинстве бродвейских мюзиклах они все с микрофонами, человек 10-15. То есть, для аналога, даже FM — жирновато будет по трафику. Там явно что-то в цифре, но что именно? Неужели WiFi?
McSeem
Я жертва цепи несчастных случайностей. Как и все мы.
Здравствуйте, jazzer!
J>Вот с тем, что у Баха бесконечная музыка — согласен. А то "спокойная", скажешь тоже
ну вот так вот
J>ЗЫ А как же ХТК, "Шутка", "Ария на струне соль" и прочие широко известные вещи?
Так там есть же Ария и Шутка, в Сюитах для оркестра, посмотрите.
Ссылки на клавишную музыку там отдельно, так как ранее писал уже подробно (в обоих ссылках кстати досадная опечатка — точки надо добавить перед последней '1'. Я в поддержку написал просьбу исправить.):
Достаточно подробно о клавишной музыке Баха написано ранее: первая часть
А вот как насчет ХТК на органе? Я что-то его искал-искал, так и не нашел ничего, существующие исполнения все ругают, и то, что на youtube, мне совершенно не понравилось...
Здравствуйте, jazzer!
J>А вот как насчёт ХТК на органе? Я что-то его искал-искал, так и не нашёл ничего, существующие исполнения все ругают, и то, что на youtube, мне совершенно не понравилось...
Sacred Music / Духовная музыка — "традиционно" пользуется много меньшей популярностью (как и вокальная музыка вообще), чем чисто инструментальная. Однако некоторые такие произведения Баха рекомендуется по крайней мере частично послушать.
Christmas Oratorio / Рождественская оратория BWV 248 — радостное и светлое произведение, состоящее из шести частей общей длительностью чуть более двух часов. Для начала рекомендуется послушать-посмотреть по крайней мере первые 15 минут из следующего видео.
John Eliot Gardiner (1999) — видео, записано в церкви, снято очень красиво, замечательный оркестр и солисты, слушается и смотрится очень легко. Сопрано — Claron McFadden — на фото выше. John Eliot Gardiner (1987) — ранняя аудиозапись Гардинера (записано в "той самой" Abbey Road Studios), также исключительного качества. Сопрано — Nancy Argenta. Philippe Herreweghe (1989) — ещё одна супер-запись.
Easter Oratorio / Пасхальная оратория BWV 249 — произведение более философского плана (к чему подготавливает большое инструментальное вступление, само по себе состоящее из нескольких частей) длительностью около сорока минут. Для начала можно послушать вступление, что-нибудь на выбор из середины и короткую завершающую часть в любом исполнении из следующих.
Philippe Herreweghe (1994) — есть как видео, так и аудиозапись, исполнение спокойное и завораживающее. Masaaki Suzuki (2004) — исполнение более открытого типа. Сузуки, кстати, замечательный клавесинист (см. клавишную музыку). Andrew Parrott (1993) — замечательное исполнение "совершенно особого" типа, называемого One Voice Per Part /OVPP/. На "совершенную особость" указывает и размер OVPP-дискуссии на bach-cantatas. Есть и книги по этой теме, автор одной из которых — Andrew Parrott.
Ascension Oratorio / Оратория Вознесения BWV 11 — произведение возвышенное и возвышающее (о чём говорит и название) длительностью около двадцати минут. Для начала можно послушать короткие начальную и завершающую части в любом исполнении из следующих.
Philippe Herreweghe (1993) — исполнение "домашнего типа". Masaaki Suzuki (2004) — более открытое, концертное исполнение. Andrew Parrott (1989) — исполнение OVPP (см. выше).
Mass in B minor / Месса Си минор BWV 232 — так называемая "Высокая месса" Баха, писалась им двадцать пять лет (различные части написаны в период с 1724 по 1749). Обзорная информация по BWV 232. Длительность произведения — около двух часов. Для начала можно посмотреть, "сколько получится", следующее видео.
Georg Christoph Biller (2000) — фантастически красивое видео, записанное в той самой церкви Святого Фомы в Лейпциге, в которой Бах долго был "начальником музыки". Он там и сейчас.
Neville Marriner (1977) — запись с замечательным сопрано — Margaret Marshall. Masaaki Suzuki (2007) — запись "новых времён", выпущена на Super-Audio CD /SACD/. В обзорах сравнивают с записью Гардинера. Helmuth Rilling (1999) — эта запись включена в интеграл Баха (собрание записей) Hanssler. Philippe Herreweghe (1996) — ещё одна замечательная запись Мессы.
В числе других вокальных произведений Баха — кантаты (есть и Кофейная кантата!), которых более 200.
Инструментальные части Баховских кантат во множестве встречаются и в его концертах (обычно различным образом изменённые). Выпускаются и записи таких частей в оригинальном виде, например, запись Ottavio Dantone: Bach Sinfonia.
Organ music / Органная музыка — для органа Бах написал много, здесь перечислены произведения, рекомендуемые для ознакомления с этим видом творчества Баха.
"Та самая токката" называется BWV 565.
Trio Sonatas / Трио-сонаты — 6 произведений BWV 525-530 общей длительностью примерно полтора часа. Исполняются не только на органе, есть разнообразные переложения (что говорит об их популярности). Для начала можно послушать первую трио-сонату BWV 525 (около пятнадцати минут).
Little Organ Book / Маленькая органная книжечка — BWV 599-644 очень короткие в основном произведения. Для начала можно послушать медленную и спокойную BWV 622, "Музыка из Соляриса" — BWV 639.
Leipzig Chorales / Лейпцигские хоралы — "The Great Eighteen", 18 хоралов BWV 651-668, в большой части очень спокойная умиротворяющая музыка. Для начала можно послушать хорал BWV 654 (около восьми минут).
Восемь очень спокойных и медленных хоралов (примерно на 50 минут):
BWV 652 — Komm, Heiliger Geist, Herre Gott
BWV 653 — An Wasserflussen Babylon
BWV 654 — Schmucke dich, o liebe Seele
BWV 658 — Von Gott will ich nicht lassen
BWV 659 — Nun Komm, der Heiden Heiland
BWV 662 — Allein Gott in der Hoh sei Ehr /одинаковые названия/
BWV 663 — Allein Gott in der Hoh sei Ehr /одинаковые названия/
BWV 668 — Vor deinen Thron tret ich
Четыре хорала из Kirnberger chorale preludes (BWV 690-713), тоже спокойные и медленные:
BWV 690 — Wer nur den lieben Gott lasst walten /одинаковые названия/
BWV 691 — Wer nur den lieben Gott lasst walten /одинаковые названия/
BWV 706 — Liebster Jesu, wir sind hier
BWV 709 — Herr Jesu Christ, dich zu uns wend
Разнообразные произведения — Для начала можно послушать адажио (среднюю часть) из BWV 564.
BWV 536 — прелюдия и фуга
BWV 538 — токката и фуга "Dorian"
BWV 539 — прелюдия и фуга
BWV 540 — токката и фуга
BWV 541 — прелюдия и фуга
BWV 542 — фантазия и фуга "Great"
BWV 564 — токката, адажио и фуга
BWV 565 — токката ("та самая") и фуга
BWV 584 — трио из кантаты BWV 166
BWV 590 — пастораль
BWV 701 — фугетта, красиво играют "колокольчиками"
BWV 768 — партита
Исполнители-органисты — исполнения Баха на органе отличаются крайним разнообразием в выборе тембра звучания органа (так называемая "регистровка"), поэтому впечатление от одного и того же произведения может быть ещё более разным, чем, например, от разных фортепианных исполнений.
Andre Isoir — очень хороший исполнитель, встречаются мнения и о гениальности. Есть и мнения (среди органистов), что исполнения не совсем "баховские по духу" (и вместе с тем замечательные).
Helmut Walcha — есть две записи произведений Баха, ранняя — моно, более новая — стерео. "Обычные слушатели" больше хвалят, органисты же частенько говорят, что такая манера игры уже не подходит для "нового времени". Великий человек.
Hans Fagius — очень превозносимый органистами исполнитель, для "обычных" же слушателей используемая Фагиусом регистровка органа может быть воспринята как весьма "экстравагантная". Комплект записей включён в интеграл Баха (сборник всех произведений) Brilliant Classics, есть также и выпуск на Super-Audio CD /SACD/.
Albert Schweitzer — исторические записи ранних лет /Диск 1/Диск 2/Сборник/, до сих пор имеющие множество поклонников. Альберт Швейцер — автор большой книги о Бахе (издавалась у нас несколько раз) и Нобелевский лауреат (1952 год).
Trevor Pinnock and Rachel Podger (2000) — превосходная запись превосходных исполнителей. Несколько цитат из отзывов с Amazon: "you can listen to the entire CD without feeling it is too much", "can make one want to jump up and dance", "your neighbors might get to see you dancing around in ecstasy. This stuff is refined rock and roll.", "Even if one isn't 'building' a classical music collection, this music would be a welcome addition in anyone's home".
Сонаты для клавесина и флейты — 6 сонат BWV 1030-1035
Michala Petri and Keith Jarrett (1992) — Кейт Джаррет, играющий здесь на клавесине, широкоизвестен как джазовый пианист. (На клавесине он замечательно записал ещё и Французские сюиты Баха.) Из отзывов с Amazon: "Whenever I need Bach to clear my head this is almost inevitably the CD I go for".
Есть такое "общее замечание" к классической музыке, что у неё отсутствует "чётко заданный ведущий ритм". О том, что в музыке Баха такой ведущий ритм есть, рассказывает статья М.Аркадьева: "У Баха первый этап подчинения себе 'незвучащего' временного потока есть внедрение в него организующего пульса, некоей живой оси, на которой будет держаться вся ткань произведения. Этот пульс внутренне присутствует в каждой пьесе, и в основном в 'неакустической' форме.'"
0. Часто встречаются слова (в том числе и музыкантов) о том, что произведения Баха очень хорошо слушаются даже при исполнении "среднего класса", достаточно лишь "играть написанные ноты" (в отличии, например, от Моцарта, где непременно нужно некое "сверхкачественное" исполнение).
1. "none of the three great classical composers could have written a melody anywhere near as long as the one in the slow movement of Bach's Italian Concerto"
Rosen. "The Classical Style", 2nd ed., pg. 77
Итальянский Концерт Баха, BWV 971 — произведение для клавесина, исполняемое также и на фортепиано.
Рекомендуемые исполнения:
Клавесин: Peter-Jan Belder (1999) — эта запись включена в интеграл Баха (собрание записей) Brilliant Classics.
Фортепиано: Evgeni Koroliov (1999) — эта запись включена в интеграл Баха (собрание записей) Hanssler.
Джаз-обработка: Jacques Loussier, диск "Bach aux Champs Elysees" (1965).
2. "Mozart ... remarkable development comes over his work from the moment he begins to know the music of Johann Sebastian Bach."
Rosen. "The Classical Style", 2nd ed., pg. 20
У Моцарта, кстати, есть переложения некоторых вещей из ХТК Баха для струнного квартета (K 405 = BWV 871 + 876 + 878 + 877 + 874).
Можно послушать в отличном исполнении Hagen Quartet (этот комплект, кстати, кстати, рекомендуется для желающих ближе познакомиться с музыкой Моцарта, см. также отзывы на Amazon).
Дополнительная информация
1. А.Швейцер. «Иоганн Себастьян Бах» — отличная подробная книга, издавалась у нас несколько раз. 2. Т.В.Шабалина. «Хронограф жизни и творчества И.С.Баха» — краткий структурированный справочник: перечислены события жизни Баха, все его произведения, время их написания и краткие комментарии. 3. Очень интересные видеолекции Роберта Гринберга (Robert Greenberg) о творчестве Баха: «Bach and the High Baroque», 32 лекции по 45 минут, на английском языке. Лекции есть и в аудиоварианте. 4.Сайт bach-cantatas — сайт со множеством информации о Бахе, о его произведениях и их исполнениях с отзывами и комментариями.
Здравствуйте, SergeCpp, Вы писали:
SC>Здравствуйте, jazzer!
J>>А вот как насчёт ХТК на органе? Я что-то его искал-искал, так и не нашёл ничего, существующие исполнения все ругают, и то, что на youtube, мне совершенно не понравилось...
SC>В интеграле Хансслера ХТК записан частично и на органе (хвалят в разных местах): http://www.bach-cantatas.com/NonVocal/Klavier-WTC1-Levin.htm
Что-то не могу найти скачать послушать, а покупать кота в мешке стремно...
Кстати, послушал ХТК в исполнении Королёва — не могу сказать, что мне понравилось
Имхо, он слишком вольно с темпом обходится, он у него прилично так плавает и, имхо, неоправданно — в результате исполнение приобретает какие-то романтические черты, как у Муджеллини, особенно с учетом того, что Королёв кое-где нижнюю октаву добавляет от себя, но при этом исполнение не становится полностью романтическим, а как-то очень странно колеблется посередине.
Имхо, естественно
Здравствуйте, McSeem2, Вы писали:
MS>>А вот то же самое с оркестом http://www.youtube.com/watch?v=EJGyiPrCF2Q
MS>Кстати, вопрос — как им удалось так качественно записать оркестр? Ведь это явно не фанера. Но тех микрофонов, что видно на сцене — ни для записи, ни для усиления явно не достаточно, тем более, в сочетании с электро. Мое предположение — у оркестра в каждом пюпитре по мелкому конденсаторному микрофону ну или в стульях.
MS>И что бы уж 2 раза не вставать, другой наивный вопрос — а какой протокол у беспроводных сценических микрофонов? В большинстве бродвейских мюзиклах они все с микрофонами, человек 10-15. То есть, для аналога, даже FM — жирновато будет по трафику. Там явно что-то в цифре, но что именно? Неужели WiFi?
Фанаты — такие фанаты!
Программисты квасят на природе. Идут разговоры, трали-вали... Один
рассказывает:
— Познакомился тут с девушкой на дискотеке! Бесподобная деваха! И
фигурка, и мозги есть, и танцует хорошо! Так вот, решил пригласить ее к себе
домой. Пригласил, она согласилась. Пришли, выпили винца, поговорили о том,
о сем, музыку послушали. Потом я ее поцеловал, приподнял аккуратно, посадил
задницей на клавиатуру, поднял юбку...
Остальные:
— Так у тебя компьютер дома стоит?!?! А какой???
Здравствуйте, jazzer!
J>Кстати, послушал ХТК в исполнении Королёва — не могу сказать, что мне понравилось
Да, аналогично
Поэтому его ХТК и отсутствует в перечне рекомендованных.
Кроме тех, что там написаны (фортепиано), можно ещё раннюю Хьюитт послушать, ещё Фридриха Гульду (джазист) интересно, ещё Афанасьев. Из старых — Фейнберг такой красивый. Ну да много их, разных-то. Да, и Тьюрек две записи — 50-х (ремастер выходил, вроде, даже, в стерео сделали) и 70-х (там её интервью большое в конце), обе хорошие. Это всё, конечно, уже далеко от "советов начинающим".
2. Kurt Rodarmer: "один гитарист, две гитары" — заказал две специальные гитары (см. ниже) и записал произведение с наложением от двухкратного до четырёхкратного.
Искусство Фуги (Art Of Fugue, BWV 1080): Jozsev Eotvos записал произведение (адаптированные ноты) на двух по-разному настроенных восьмиструнных гитарах с наложением.
Очень интересен цикл передач о Бахе на радио Орфей. Передачи можно послушать и скачать. Ведущим является Михаил Казиник — скрипач, эксперт Нобелевского концерта (комментатор большого музыкального вечера, который устраивается в честь нобелевских лауреатов). Также участвует Алексей Ботвинов — пианист, более 250 раз исполнивший на сцене Гольдберг-вариации Баха.
Эффект Баха. Часть 1 (30.9.2009)
"Когда однажды у Иоганна Себастьяна Баха спросили, как он добился таких успехов, в ответ он сказал совершенно феноменальную и в то же время простейшую в своей очевидности вещь: 'Если все будут так же прилежны, как я, то все добьются подобных успехов...' Шутил ли Бах? Михаил Казиник размышляет об этом..."
Эффект Баха. Часть 2 (7.10.2009)
"Продолжая раскрывать феномен Баха, Михаил Казиник берёт из двадцати четырёх прелюдий и фуг первого тома 'Хорошо темперированного клавира' произвольную фугу и начинает интерпретировать её мелодию, как если бы она была написана, например, Бетховеном..."
Фортепианная миниатюра. Часть 1 (4.3.2009), (выпуск 9.6.2010)
"На этот раз слушателям представляется соната итальянского композитора Доменико Скарлатти и сарабанда из Ми минорной партиты Баха. А музыкальную часть программы, как всегда, предваряют мысли и рассуждения Михаила Казиника."
Фортепианная миниатюра. Часть 2 (11.3.2009), (выпуск 23.6.2010)
"...о превращении музыки в фон и о музыке как центре восприятия. В программе Маленькая прелюдия Баха Ре мажор и фантазия Моцарта Ре минор."
О космогонии Микеланджело и Баха (1.4.2009), (выпуск 7.7.2010)
"Разговор Михаила Казиника и Алексея Ботвинова начинается рассуждениями о космогонии Микеланджело в его Сикстинской капелле, а продолжение находит в 'Хорошо темперированном клавире' Баха..."
И снова непостижимый Бах (8.4.2009), (выпуск 14.7.2010)
"Продолжение беседы Михаила Казиника и Алексея Ботвинова о необъятном творчестве Иоганна Себастьяна Баха, о космосе... 'Хорошо темперированный клавир' музыканты рассматривают как энциклопедию человеческой жизни, начиная с Ветхого завета..."
И слово в музыку вернись... (15.4.2009), (выпуск 21.7.2010)
"Михаил Казиник и Алексей Ботвинов продолжают своё путешествие в космосе Баха, а именно среди двадцати четырёх прелюдий и фуг 'Хорошо темперированного клавира'..."
Четвёртая фуга И.С.Баха из первого тома "Хорошо темперированного клавира" (22.4.2009), (выпуск 28.7.2010)
"Лев Николаевич Толстой говорил о том, что настоящая книга это та книга, после которой человек уже не тот, каким он был до того, как её прочитал. Именно с этого ракурса рассматривают Четвёртую фугу баховского 'Хорошо темперированного клавира' Михаил Казиник и Алексей Ботвинов..."
Сонаты Баха и Моцарта (27.10.2010)
"В программе звучат сонаты Баха и маленького шестилетнего Моцарта, а Михаил Казиник между тем рассказывает..."
Михаил Казиник: "Баховская музыка рождается вверху и ниспадает, как лучи, как дожди, как солнце... А моцартовская музыка рождается как корневая система и пробивает грунт, идёт вверх и распадается на цветы и безграничный сад Эдема..."
Вечер импровизации (15.12.2010)
"В программе Михаила Казиника и его друзей, посвящённой музыке, импровизации, шуткам и энергии открытия, слушателей ожидают эксперименты с музыкой Баха..."
Гольдберг-вариации Иоганна Себастьяна Баха: неожиданный эксперимент (10.11.2010), (выпуск 31.8.2011)
"...в этой программе Михаил Казиник и Алексей Ботвинов не изучают историю вариаций, они даже не анализируют эту музыку в контексте того же баховского стиля, а ставят очередной неожиданный эксперимент. Играя одну за другой различные вариации, они обнаруживают в них Гайдна, Шумана, Шопена и даже Бетховена, ещё раз доказывая свою идею о том, что величайший Иоганн Себастьян Бах предвидел музыку грядущего на много лет вперёд..."
Гольдберг-вариации Иоганна Себастьяна Баха (продолжение) (17.11.2010), (выпуск 7.9.2011)
"Михаил Казиник и Алексей Ботвинов продолжают искать музыку самых разных композиторов в разнообразии «Гольдберг-вариаций» Иоганна Себастьяна Баха. Целыми музыкальными цитатами они вычленяют Брамса, Листа, Прокофьева, Рахманинова и даже французского реформатора Эрика Сати..."
Произведения Баха для сольной скрипки и сольной виолончели — не самое простое слушание для начинающих как из-за тембра одиночного инструмента, в особенности виолончели, так и потому, что инструмент — всего один, без аккомпанемента (например, клавесинного), со скромным звуком. Особая сложность возникает из-за того, что это полифонические (многоголосные) произведения, написанные для почти одноголосного инструмента и уследить за всем этим хитроумием трудно. Произведения эти, однако — значительные, известные, частоисполняемые и частозаписываемые. Скрипичные сонаты и партиты слушаются много легче виолончельных сюит.
Violin Sonatas and Partitas / Скрипичные сонаты и партиты — 6 произведений BWV 1001-1006 общей длительностью около двух с половиной часов. Широкоизвестная Чакона (Ciaccona/Chaconne) — последняя часть Второй партиты, по времени — половина всей партиты, есть много переложений: для фортепиано, для гитары, для органа, для флейты, для оркестра (Стоковский, см. рекомендации ранее). Для начала можно послушать Чакону.
Композитор Брамс о Чаконе: "On one stave, for a small instrument, the man writes a whole world of the deepest thoughts and most powerful feelings. If I imagined that I could have created, even conceived the piece, I am quite certain that the excess of excitement and earth-shattering experience would have driven me out of my mind."
Переложение для гитары: см. ранее, в отдельном сообщении.
Cello Suites / Сюиты для виолончели — 6 сюит BWV 1007-1012 общей длительностью около двух часов, есть переложения: для фортепиано, для гитары, для саксофона и других инструментов. Для начала можно послушать прелюдию (первую часть) из Первой сюиты и сарабанду (четвёртую часть) из Пятой сюиты.
P.S. Там не только Бах визуализирован, там много всего есть, и Моцарт, и Дебюсси, и Меньдельсон, и Сен-Санс, и Бетховен, и Вивальди, и даже "Кошачья фуга" Anderson and Roe (которых я запостил в КУ), смотрите его канал целиком: http://www.youtube.com/user/smalin
"Интеграл Баха" — это собрание записей всех произведений Баха. "Всех" — тут могут быть некоторые расхождения, связанные с пожеланиями составителей, а также с тем, что учёт произведений Баха — далеко не завершившийся процесс. Также можно и добавить в интеграл разные варианты одного произведения (как, например, два варианта некоторых Французских сюит в интеграле Hanssler). Сами произведения можно в свою очередь исполнять по-разному.
Исполнения музыки Баха можно условно-предварительно разделить на два "типа": так называемые "Modern instruments" исполнения и "Period instruments" исполнения (общеупотребимые термины). Наглядный пример "Modern instrument" — современный рояль, "Period instrument" — старинный клавесин. Причём суть дела не столько в "современности" инструментов, сколько в "современности" или "историчности" ("аутентичности") манеры исполнения. Есть также различные вариации и смешения этих типов исполнения, о которых заинтересовавшиеся могут узнать самостоятельно (google << Historically Informed Performance Practice /HIPP/).
В настоящее время есть три интеграла Баха, различающиеся подходом к исполнениям:
Bach 2000 by Teldec (1999) — 154-дисковый комплект записей "Period instruments", есть выпуск "Bach 2000 Light Edition" без кантат. Краткий обзор и отзывы с Amazon.
(Отзывы с Amazon — весьма объёмные, многие представляют собой детальные сравнения различных записей из различных интегралов или же интегралов в целом, а также разнообразные интересные истории, связанные с созданием, выпусками и дальнейшими перевыпусками этих интегралов.)
В каждом интеграле, разумеется, есть обширная справочная информация разнообразного характера. Например, в интеграле Hanssler — две книги общим объёмом более пятисот страниц и более пяти тысяч страниц как электронная книга на специальном диске. А в интеграле Brilliant Classics (выпуск 2010 года) в дополнение к справочной информации есть ещё и ноты: 16,800 страниц в PDF-файлах.
Начинающему знакомиться с музыкой Баха рекомендуется интеграл Hanssler.
Hanssler — собрание записей "Modern instruments", включающее и записи некоторых клавишных произведений на клавесине: Партиты, Искусство фуги, один из вариантов Французских сюит. Хорошо темперированный клавир (ХТК) записан на самых разнообразных инструментах: клавесин, клавикорд, старинное фортепиано и орган. Некоторые произведения записаны на лютневом клавесине (Lautenwerk, Lute-Harpsichord).