Re[6]: Как быстро освоить теорию музыки
От: SergeCpp Россия http://zoozahita.ru
Дата: 19.07.13 09:08
Оценка: 3 (1) :)
Здравствуйте, MaximVK!

MVK>Коллеги, можете посоветовать что-то вроде "Теория музыки для чайников"?


Как быстро освоить теорию музыки: http://hi-copy.livejournal.com/79607.html
http://zoozahita.ruБездомные животные Екатеринбурга ищут хозяев
музыка
Re[6]: Расскажите мне про хроматизм
От: jazzer Россия Skype: enerjazzer
Дата: 19.07.13 06:43
Оценка: 3 (1)
Здравствуйте, MaximVK, Вы писали:

MVK>Коллеги, можете посоветовать что-то вроде "Теория музыка для чайников"?


Ну есть классика: Способин "Элементарная теория музыки"

Правда, не помню, чтоб там про темперацию было... Но я ее 20 лет назад читал, а то и больше, уже не помню ничего
jazzer (Skype: enerjazzer) Ночная тема для RSDN
Автор: jazzer
Дата: 26.11.09

You will always get what you always got
  If you always do  what you always did
Re[8]: Бах, ХТК и темперация
От: SergeCpp Россия http://zoozahita.ru
Дата: 19.07.13 14:27
Оценка: 2 (1)
Здравствуйте, jazzer!

J>...Веркмайстер вообще считается изобретателем термина "темперация", и Бах, вроде как, именно его темперацию имел в виду, когда говорил про "хорошо темперированный" клавир


Есть крайне интересные мнение: http://www.larips.com/ и http://bachtuning.jencka.com/essay.htm

Вот Гольдберги в этой темперации: http://markdblackwell.blogspot.com/2010/02/goldberg-variations-in-bach-lehman.html -- у него в журнале ещё есть примеры в этой темперации, тот же ХТК: http://markdblackwell.blogspot.com/2010/03/bach-well-tempered-clavier-bach-lehman.html и другое.
http://zoozahita.ruБездомные животные Екатеринбурга ищут хозяев
музыка бах
Re[2]: Расскажите мне про хроматизм
От: oxidata Лес  
Дата: 19.07.13 15:08
Оценка: :)
Здравствуйте, rttrtt, Вы писали:

R>как я понимаю, история развития гармонии музыки берет начало еще от пифагора

...

Равномерно темперированный строй — музыкальный строй, при котором каждая октава делится на математически равные интервалы, чаще всего на двенадцать полутонов (1:\sqrt[12]{2}). Такой строй господствует в европейской профессиональной музыке приблизительно с XVIII века вплоть до нашего времени.
Расскажите мне про хроматизм
От: vnp  
Дата: 17.07.13 06:14
Оценка:
Случилось послушать Moses und Aron. Шонберга никогда раньше всерьез не слушал. Протащился. Зато возник вопрос знатокам и педагогам: чем отличается 12-тоновая система от ... эээ ... не-12-тоновой? На слух, в смысле. Или я настолько глух, что просто не слышу разницы?
Re: Расскажите мне про хроматизм
От: abibok  
Дата: 17.07.13 07:55
Оценка:
vnp> Или я настолько глух, что просто не слышу разницы?
В смысле чем отличаются хроматические инструменты от натуральных? Как этого можно не услышать?

vnp> Протащился.

Открой для себя настоящую индийскую музыку, там идет различие в четверть тона. Вот где круть.
Re[2]: Расскажите мне про хроматизм
От: rttrtt  
Дата: 17.07.13 08:01
Оценка:
Здравствуйте, abibok, Вы писали:

vnp>> Протащился.

A>Открой для себя настоящую индийскую музыку, там идет различие в четверть тона. Вот где круть.

настоящая индийская музыка не воспринимается европейцами
говорят, что индусы на своих ситарах извлекают ноты с интервалом в четверть тона
Re: Расскажите мне про хроматизм
От: jazzer Россия Skype: enerjazzer
Дата: 17.07.13 08:03
Оценка:
Здравствуйте, vnp, Вы писали:

vnp>Случилось послушать Moses und Aron. Шонберга никогда раньше всерьез не слушал. Протащился. Зато возник вопрос знатокам и педагогам: чем отличается 12-тоновая система от ... эээ ... не-12-тоновой? На слух, в смысле. Или я настолько глух, что просто не слышу разницы?


Это додекафония, а не хроматизм. Отличается тем, что нет тональности/лада.
jazzer (Skype: enerjazzer) Ночная тема для RSDN
Автор: jazzer
Дата: 26.11.09

You will always get what you always got
  If you always do  what you always did
Re[3]: Расскажите мне про хроматизм
От: jazzer Россия Skype: enerjazzer
Дата: 17.07.13 08:04
Оценка:
Здравствуйте, rttrtt, Вы писали:

R>Здравствуйте, abibok, Вы писали:


vnp>>> Протащился.

A>>Открой для себя настоящую индийскую музыку, там идет различие в четверть тона. Вот где круть.

R>настоящая индийская музыка не воспринимается европейцами

R>говорят, что индусы на своих ситарах извлекают ноты с интервалом в четверть тона

Глупости. Все замечательно воспринимается. Найди сам в ютупе и послушай.
jazzer (Skype: enerjazzer) Ночная тема для RSDN
Автор: jazzer
Дата: 26.11.09

You will always get what you always got
  If you always do  what you always did
Re: Расскажите мне про хроматизм
От: gavenkoa Украина http://gavenkoa.users.sourceforge.net/
Дата: 17.07.13 20:02
Оценка:
On 2013-07-17, vnp wrote:

> чем отличается 12-тоновая система от ... эээ ... не-12-тоновой?


http://ru.wikipedia.org/wiki/Микрохроматика

Сейчас в муз академиях дисеры на эту тему клепают. Непаханое поле. У каждого
свои интерпретации...

Я как то тоже задавался этим впросом:

http://music.stackexchange.com/questions/3328/recommend-reading-why-we-have-12-pitches-and-another-metrics-in-microtonal-music

Знатоки как то не ответили...

> На слух, в смысле. Или я настолько глух, что просто не слышу разницы?


Я прослушивал примеры микротональной музыки, единственное что отметил —
странность звучания.

И не интиересность материала. Потому что оригинальных творений мало, в
основном перекладывают классику (есть фестивали микротональной музыки, не
докопался до фонотеки)...

--
Best regards!
Posted via RSDN NNTP Server 2.1 beta
Re[2]: Расскажите мне про хроматизм
От: gavenkoa Украина http://gavenkoa.users.sourceforge.net/
Дата: 17.07.13 20:05
Оценка:
On 2013-07-17, jazzer wrote:

> Здравствуйте, vnp, Вы писали:

>
> vnp>Случилось послушать Moses und Aron. Шонберга никогда раньше всерьез не
> слушал. Протащился. Зато возник вопрос знатокам и педагогам: чем отличается
> 12-тоновая система от ... эээ ... не-12-тоновой? На слух, в смысле. Или я
> настолько глух, что просто не слышу разницы?
>
> Это додекафония, а не хроматизм. Отличается тем, что нет тональности/лада.

Я бы состорожничал с категоричностью. Топик-стартер кажется не с проста выбрал
материал:

http://en.wikipedia.org/wiki/Moses_und_Aron#Music

Правда в муз теории я нуб.

--
Best regards!
Posted via RSDN NNTP Server 2.1 beta
Re[2]: Расскажите мне про хроматизм
От: jazzer Россия Skype: enerjazzer
Дата: 18.07.13 01:18
Оценка:
Здравствуйте, gavenkoa, Вы писали:

G> http://music.stackexchange.com/questions/3328/recommend-reading-why-we-have-12-pitches-and-another-metrics-in-microtonal-music


Почему 12 звуков — у Холопова в "Гармонии" на стр. 150 (глава "Хроматика") есть объяснение, меня оно в принципе устраивает.
Если у тебя его нет, скажи, я перепечатаю сюда.
jazzer (Skype: enerjazzer) Ночная тема для RSDN
Автор: jazzer
Дата: 26.11.09

You will always get what you always got
  If you always do  what you always did
Re[3]: Расскажите мне про хроматизм
От: jazzer Россия Skype: enerjazzer
Дата: 18.07.13 01:18
Оценка:
Здравствуйте, gavenkoa, Вы писали:

>> Это додекафония, а не хроматизм. Отличается тем, что нет тональности/лада.

G>Я бы состорожничал с категоричностью.

А что тут осторожничать. Хроматизм — это когда звучит хроматическая гамма собственной персоной. Например, "Полет шмеля".
А Шёнберг — это додекафония (не единственная атональная 12-нотная система, надо сказать).

G>Топик-стартер кажется не с проста выбрал

G>материал:
G> http://en.wikipedia.org/wiki/Moses_und_Aron#Music

И где ты там видишь хроматизм? Типичные Шёнберговские серии. В главной серии там единственный полутон — фа-фа#. Какой уж тут хроматизм.
jazzer (Skype: enerjazzer) Ночная тема для RSDN
Автор: jazzer
Дата: 26.11.09

You will always get what you always got
  If you always do  what you always did
Re[4]: Расскажите мне про хроматизм
От: gavenkoa Украина http://gavenkoa.users.sourceforge.net/
Дата: 18.07.13 06:35
Оценка:
On 2013-07-18, jazzer wrote:

> G>Топик-стартер кажется не с проста выбрал

> G>материал:
> G> http://en.wikipedia.org/wiki/Moses_und_Aron#Music
>
> И где ты там видишь хроматизм? Типичные Шёнберговские серии. В главной серии
> там единственный полутон — фа-фа#. Какой уж тут хроматизм.

Я сомневался, ноты без дополнилельных обозначений, без секунд и другой
"дробности". Действительно "Типичные Шёнберговские серии" ))

Да и нот на картинке было не 12 в тональном ряде, а 18, но сейчас я
присмотрелся снимательно — последние 6 повторяют первые 12 в некой другой
последовательности... Видать что то с додекафонией мутил, просто 12 его уже не
устраивало...

А вообще этот "Moses und Aron" перфоманс впечатляет, я по:

http://www.youtube.com/watch?v=Y4lQ_24UUg8

сужу. Правда коменарии, как на вроде:

Terrific! two hours of ecstasy!

не разделяю ((

--
Best regards!
Posted via RSDN NNTP Server 2.1 beta
Re[3]: Расскажите мне про хроматизм
От: gavenkoa Украина http://gavenkoa.users.sourceforge.net/
Дата: 18.07.13 06:38
Оценка:
On 2013-07-18, jazzer wrote:

> Здравствуйте, gavenkoa, Вы писали:

>
> G> http://music.stackexchange.com/questions/3328/recommend-reading-why-we-have-12-pitches-and-another-metrics-in-microtonal-music
>
> Почему 12 звуков — у Холопова в "Гармонии" на стр. 150 (глава "Хроматика")
> есть объяснение, меня оно в принципе устраивает. Если у тебя его нет, скажи,
> я перепечатаю сюда.

Публичная библиотека спасает:

http://ua.bookfi.org/s/?q=Холопов+Гармония

--
Best regards!
Posted via RSDN NNTP Server 2.1 beta
Re: Расскажите мне про хроматизм
От: rttrtt  
Дата: 18.07.13 06:41
Оценка:
Здравствуйте, vnp, Вы писали:

vnp>Случилось послушать Moses und Aron. Шонберга никогда раньше всерьез не слушал. Протащился. Зато возник вопрос знатокам и педагогам: чем отличается 12-тоновая система от ... эээ ... не-12-тоновой? На слух, в смысле. Или я настолько глух, что просто не слышу разницы?


как я понимаю, история развития гармонии музыки берет начало еще от пифагора
в 6 веке до н.э. греки уже делали арфы, которые в слегка измененном виде дошли до наших времен
собственно, начиная с пифагора было установлено, что одни интервалы звучат гармонично, другие — нет
гармонические интервалы — это терция, кварта, квинта и --- .... все вроде
дальше идут производные от плюс-минус октавы
секунда — это уже негармонично
классическая музыка построена по законам пифагоровской гармонии
музыка шонберга построена по другим законам, и она мало-интересна подавляющему числу слушателей
Re[2]: Расскажите мне про хроматизм
От: jazzer Россия Skype: enerjazzer
Дата: 18.07.13 07:34
Оценка:
Здравствуйте, rttrtt, Вы писали:

R>Здравствуйте, vnp, Вы писали:


vnp>>Случилось послушать Moses und Aron. Шонберга никогда раньше всерьез не слушал. Протащился. Зато возник вопрос знатокам и педагогам: чем отличается 12-тоновая система от ... эээ ... не-12-тоновой? На слух, в смысле. Или я настолько глух, что просто не слышу разницы?


R>как я понимаю, история развития гармонии музыки берет начало еще от пифагора

R>в 6 веке до н.э. греки уже делали арфы, которые в слегка измененном виде дошли до наших времен
R>собственно, начиная с пифагора было установлено, что одни интервалы звучат гармонично, другие — нет

такого термина нет. Есть консонансы и диссонансы.

R>гармонические интервалы — это терция, кварта, квинта и --- .... все вроде


изначально только кварта и квинта (ну и прима/октава, само собой). Терция и секста стали консонансами относительно недавно, а до того их надо было обязательно разрешать в консонанс.

R>дальше идут производные от плюс-минус октавы

R>секунда — это уже негармонично
R>классическая музыка построена по законам пифагоровской гармонии

Пифагор тут не при чем. Пифагор исключительно к звукоряду имеет отношение.
Классическая музыка (европейская) построена на системе тональностей и разрешений в их рамках.
А современная (примерно с Баха) — еще и модуляций (переходы между тональностями в рамках одного произведения). И тут уже Пифагор идет лесом, так как нужна равномерная темперация.

R>музыка шонберга построена по другим законам, и она мало-интересна подавляющему числу слушателей


У Шёнберга все те же самые "пифагоровские", как ты их называешь, 12 нот. А вот законы построения — да, другие. Ну так этих систем законов — море, и они не зависят от звукоряда. Например, из традиционных — индийские раги. Или русские знаменные распевы.
jazzer (Skype: enerjazzer) Ночная тема для RSDN
Автор: jazzer
Дата: 26.11.09

You will always get what you always got
  If you always do  what you always did
Re[3]: Расскажите мне про хроматизм
От: evgeny.e Китай  
Дата: 18.07.13 09:08
Оценка:
J>Пифагор тут не при чем. Пифагор исключительно к звукоряду имеет отношение.
J>Классическая музыка (европейская) построена на системе тональностей и разрешений в их рамках.
J>А современная (примерно с Баха) — еще и модуляций (переходы между тональностями в рамках одного произведения). И тут уже Пифагор идет лесом, так как нужна равномерная темперация.

о, я про темперацию знаю немного, но недавно мне знакомый, который, как оказалось, играет на скрипке, сказал что на этой самой скрипке из-за темперации, скажем, фа в одной тональности отличается от фа в другой — это оно правда так? и если да, то нафига (после Баха-то)?
Re[4]: Расскажите мне про хроматизм
От: jazzer Россия Skype: enerjazzer
Дата: 18.07.13 09:37
Оценка:
Здравствуйте, evgeny.e, Вы писали:

EE>о, я про темперацию знаю немного, но недавно мне знакомый, который, как оказалось, играет на скрипке, сказал что на этой самой скрипке из-за темперации, скажем, фа в одной тональности отличается от фа в другой — это оно правда так? и если да, то нафига (после Баха-то)?


Как раз в равномерной ничего не отличается. Отличается во всех остальных.
jazzer (Skype: enerjazzer) Ночная тема для RSDN
Автор: jazzer
Дата: 26.11.09

You will always get what you always got
  If you always do  what you always did
Re[5]: Расскажите мне про хроматизм
От: evgeny.e Китай  
Дата: 18.07.13 09:42
Оценка:
J>Как раз в равномерной ничего не отличается. Отличается во всех остальных.

ну да, но зачем в настоящее время то так делать? это ж анрил ваще,
или это только для произведений, которые были написаны до баха/не в равномерной темперации? или под скрипку до сих пор так?
Re[6]: Расскажите мне про хроматизм
От: jazzer Россия Skype: enerjazzer
Дата: 18.07.13 10:04
Оценка:
Здравствуйте, evgeny.e, Вы писали:

J>>Как раз в равномерной ничего не отличается. Отличается во всех остальных.


EE>ну да, но зачем в настоящее время то так делать? это ж анрил ваще,

EE>или это только для произведений, которые были написаны до баха/не в равномерной темперации? или под скрипку до сих пор так?

Да никто не писал специально для неравномерной темперации. Темперация — это просто настройка инструмента. Которую гораздо проще сделать по неравномерной шкале. Самая простая — пифагорейская — там очень маленькие дроби получаются и можно настроить без биений.
Скажем, когда ты настраиваешь гитару по флажолетам на 5 и 7 ладу, добиваясь отсутствия биений — ты ее настраиваешь по Пифагору (т.е. по чистым октавам и квинтам).
А в равномерном строе только октавы не должны давать биений, у квинт биения будут.
jazzer (Skype: enerjazzer) Ночная тема для RSDN
Автор: jazzer
Дата: 26.11.09

You will always get what you always got
  If you always do  what you always did
Re[3]: Расскажите мне про хроматизм
От: gavenkoa Украина http://gavenkoa.users.sourceforge.net/
Дата: 18.07.13 21:01
Оценка:
On 2013-07-18, jazzer wrote:

> Терция и секста стали консонансами относительно недавно, а до того их надо

> было обязательно разрешать в консонанс.

Что значит разрешать консонанс?

--
Best regards!
Posted via RSDN NNTP Server 2.1 beta
Re[3]: Расскажите мне про хроматизм
От: gavenkoa Украина http://gavenkoa.users.sourceforge.net/
Дата: 18.07.13 21:18
Оценка:
On 2013-07-18, jazzer wrote:

> И тут уже Пифагор идет лесом, так как нужна равномерная темперация.


Равномерная темперация позволяет "транспонировать", "переностить" высоту звука
без проблем? В этом преимущество? Из-за легкости перелаживать из одного
инструмента в другой (если разные частотные диапазоны)?

Я сравнивал настройки по звуковым роликам из:

http://en.wikipedia.org/wiki/Musical_tuning

Натуральный и равномерно-темперированый для меня звучали благородно, а
пифагорейский как то лишне звенел.

--
Best regards!
Posted via RSDN NNTP Server 2.1 beta
Re: Устройство музыкальной шкалы
От: SergeCpp Россия http://zoozahita.ru
Дата: 18.07.13 22:18
Оценка:
Немного в сторону, однако, считаю полезным ознакомиться с этой микро-книжечкой (в google наличествует):



Г. Е. Шилов. Простая гамма. Устройство музыкальной шкалы.
http://zoozahita.ruБездомные животные Екатеринбурга ищут хозяев
музыка
Re[6]: Бах, ХТК и темперация
От: SergeCpp Россия http://zoozahita.ru
Дата: 18.07.13 22:49
Оценка:
Здравствуйте, evgeny.e!

J>>Как раз в равномерной ничего не отличается. Отличается во всех остальных.


EE>ну да, но зачем в настоящее время то так делать? это ж анрил ваще,

EE>или это только для произведений, которые были написаны до баха/не в равномерной темперации? или под скрипку до сих пор так?

Тот же ХТК Баха (казалось бы!) сплошь и рядом играют в самых разных НЕравномерных темперациях. Вот наглядный пример: Ottavio Dantone играет каждый том (их два) в своей темперации — Werckmeister III и Kirnberger: http://bach-cantatas.com/NonVocal/Klavier-WTC-Dantone-Kirk.htm -- запись, кстати -- экстра-супер, рекомендую.
http://zoozahita.ruБездомные животные Екатеринбурга ищут хозяев
музыка бах
Re[4]: Расскажите мне про хроматизм
От: jazzer Россия Skype: enerjazzer
Дата: 19.07.13 02:47
Оценка:
Здравствуйте, gavenkoa, Вы писали:

G>On 2013-07-18, jazzer wrote:


>> Терция и секста стали консонансами относительно недавно, а до того их надо

>> было обязательно разрешать в консонанс.

G>Что значит разрешать консонанс?


разрешать В консонанс. Диссонанс в консонанс. Т.е. напряженно/неустойчиво звучащий интервал в спокойно/устойчиво звучащий. При разрешении обычно неустойчивая нота просто двигается (за один или несколько шагов) к ближайшей устойчивой (не забываем, что это все происходит в контексте тональности).

Т.е. если следовать самой ортодоксальной классике, то в тональности До есть только два устойчивых звука — До и Соль. Они образуют набор октав (До1-До2, Соль1-Соль2), квинт (До1-Соль1) и кварт (Соль1-До2). (Цифра — это номер октавы.) И в конце композиции должны звучать только эти две ноты (возможно, продублированными в разных октавах).

Потом постепенно в число устойчивых добавилась третья ступень (для тональности До это будет Ми), и соответствующие ей интервалы: терция (До1-Ми1, Ми1-Соль1) и секста (Ми1-До2, Соль1-Ми2).
jazzer (Skype: enerjazzer) Ночная тема для RSDN
Автор: jazzer
Дата: 26.11.09

You will always get what you always got
  If you always do  what you always did
Re[4]: Расскажите мне про хроматизм
От: jazzer Россия Skype: enerjazzer
Дата: 19.07.13 06:16
Оценка:
Здравствуйте, gavenkoa, Вы писали:

G>On 2013-07-18, jazzer wrote:


>> И тут уже Пифагор идет лесом, так как нужна равномерная темперация.


G>Равномерная темперация позволяет "транспонировать", "переностить" высоту звука

G>без проблем? В этом преимущество? Из-за легкости перелаживать из одного
G>инструмента в другой (если разные частотные диапазоны)?

Не только. В равномерном строе у тебя соотношения между всеми нотами одинаковые. То есть все терции (до-ми, до#-ми#, ре-фа# и т.д.) и другие интервалы звучат одинаково (в смысле отношения частот и возникающих из-за этого соотношения биений).
Соответственно все аккорды при переносе звучат одинаково. А аккорды возникают даже в одной тональности, без транспонирования.
Скажем в до-мажоре 3 мажорных трезвучия (до, фа, соль) и три минорных (ре, ми, ля) "встроены". В равномерном строе они все звучат одинаково, а в других — по-разному (т.е. соотношение частот везде разное, и картина биений, которые слышит ухо, разное, а в равномерном — одинаковое).
Собственно, именно отсюда и пошли суеверия насчет только, что все тональности разные — они разные только при неравномерной темперации, т.е. когда настроили инструмент в до-мажор, а потом играют на нем в ре-мажор — такой ре-мажор будет звучать очень криво.

G>Натуральный и равномерно-темперированый для меня звучали благородно, а пифагорейский как то лишне звенел.


В чистом строе терцию делают красивой специально, а в пифагорейском она какая получится, и получается она не очень, прямо скажем — слишком широкая.
jazzer (Skype: enerjazzer) Ночная тема для RSDN
Автор: jazzer
Дата: 26.11.09

You will always get what you always got
  If you always do  what you always did
Re[5]: Расскажите мне про хроматизм
От: MaximVK Россия  
Дата: 19.07.13 06:32
Оценка:
Здравствуйте, jazzer, Вы писали:

J>В чистом строе терцию делают красивой специально, а в пифагорейском она какая получится, и получается она не очень, прямо скажем — слишком широкая.


Коллеги, можете посоветовать что-то вроде "Теория музыка для чайников"?
Re[7]: Бах, ХТК и темперация
От: jazzer Россия Skype: enerjazzer
Дата: 19.07.13 11:39
Оценка:
Здравствуйте, SergeCpp, Вы писали:

SC>Тот же ХТК Баха (казалось бы!) сплошь и рядом играют в самых разных НЕравномерных темперациях. Вот наглядный пример: Ottavio Dantone играет каждый том (их два) в своей темперации — Werckmeister III и Kirnberger: http://bach-cantatas.com/NonVocal/Klavier-WTC-Dantone-Kirk.htm -- запись, кстати -- экстра-супер, рекомендую.


Ну, вообще говоря, обе достаточно близки к равномерной темперации. Веркмайстер вообще считается изобретателем термина "темперация", и Бах, вроде как, именно его темперацию имел в виду, когда говорил про "хорошо темперированный" клавир
jazzer (Skype: enerjazzer) Ночная тема для RSDN
Автор: jazzer
Дата: 26.11.09

You will always get what you always got
  If you always do  what you always did
Re[7]: Бах, ХТК и темперация
От: jazzer Россия Skype: enerjazzer
Дата: 22.07.13 02:13
Оценка:
Здравствуйте, SergeCpp, Вы писали:

SC>Здравствуйте, evgeny.e!


J>>>Как раз в равномерной ничего не отличается. Отличается во всех остальных.


EE>>ну да, но зачем в настоящее время то так делать? это ж анрил ваще,

EE>>или это только для произведений, которые были написаны до баха/не в равномерной темперации? или под скрипку до сих пор так?

SC>Тот же ХТК Баха (казалось бы!) сплошь и рядом играют в самых разных НЕравномерных темперациях. Вот наглядный пример: Ottavio Dantone играет каждый том (их два) в своей темперации — Werckmeister III и Kirnberger: http://bach-cantatas.com/NonVocal/Klavier-WTC-Dantone-Kirk.htm -- запись, кстати -- экстра-супер, рекомендую.


Вот скажи, ты можешь на слух отличить равномерную темперацию от Werckmeister и Kirnberger?
Я вот за выходные переиграл весь свой репертуар в Werckmeister — никакой разницы не почувствовал.
Пару вещей сыграл в Kirnberger — тоже разницы не услышал.
Так что либо мне просто медведь на ухо наступил, либо разница совершенно несущественна (для людей без абсолютного слуха вроде меня).
jazzer (Skype: enerjazzer) Ночная тема для RSDN
Автор: jazzer
Дата: 26.11.09

You will always get what you always got
  If you always do  what you always did
Re[8]: Восприятие различий
От: SergeCpp Россия http://zoozahita.ru
Дата: 22.07.13 10:56
Оценка:
Я не задавался целью сравнивать на различия, см. ниже, почему кому-то нужно именно сравнивать, а не просто слушать (а кто-то и просто услышит).

Это то же самое, как скриншоты — кто-то не замечает разницу, а кто-то — не переносит. Вот, из недавнего: http://rsdn.ru/forum/htmlayout/5235548.1
Автор: SergeCpp
Дата: 19.07.13




А причём тут именно абсолютный слух? Он бы тут пригодился, если бы все темперации были сдвигом одной (что происходит про разной базе: Goldbergs in F Major — http://bach-cantatas.com/NVD/BWV988-Belder.htm ). Тогда как у них разные именно пропорции между нотами (12 корень из двух — только в равномерной, иначе они все были бы равномерными). А разные пропорции слух слышит много лучше, чем абсолютный сдвиг (разницу между почти одновременно сыгранными 440 и 441 мы слышим, а вот если всё произведение так сдвинуть, то уже сложнее услышать). Ясно, что, как и в случае со скриншотами, не каждый услышит. В сети есть модельные примеры коротких фрагментов (очевидные google-запросы, да и на сайтах, что я выше ссылки давал).

Хотя, может тут как МП3-320 и лосслесс — очень мало, кто слышит (хотя очень много, кто говорит, что слышит: на ixbt некогда знаток не услышал подмешанный к основной музыке другой трек на -40, кажется, ужас, что там после оглашения творилось... Ссылку не помню.).
http://zoozahita.ruБездомные животные Екатеринбурга ищут хозяев
Re[9]: Восприятие различий
От: jazzer Россия Skype: enerjazzer
Дата: 22.07.13 12:17
Оценка:
Здравствуйте, SergeCpp, Вы писали:

SC>Я не задавался целью сравнивать на различия, см. ниже, почему кому-то нужно именно сравнивать, а не просто слушать (а кто-то и просто услышит).


Это все хорошо, ты за себя скажи — ты сам лично слышишь разницу?
Вот поставить тебе ХТК — ты сможешь сказать, в какой темперации он сыгран?

Я просто все время играл в равномерном строе, а на выходных специально переиграл в Веркмайстере свой репертуар (а это ХТК, Чайковский, Рахманинов, Шопен, Мошковский) — и все вслушивался, услышу ли что-то необычное по сравнению с равномерным строем. Нет, все как обычно.

Вот если пифагорейский включить — это да, аж зубы ломит. А Веркмайстер и Кирн-как-его-там — разница мне, по крайней мере, по сравнению с равномерным не слышна.
jazzer (Skype: enerjazzer) Ночная тема для RSDN
Автор: jazzer
Дата: 26.11.09

You will always get what you always got
  If you always do  what you always did
Re[10]: Восприятие различий
От: SergeCpp Россия http://zoozahita.ru
Дата: 22.07.13 15:45
Оценка:
Я же говорю -- я не сравнивал. Кто на клавесине играет в равномерной? Я не интересовался этим аспектом. Это надо взять и сравнить. А так как отличия малы, то просто "поставить-сказать" — вряд ли. Хотя ещё раз повторю -- я именно этим не интересовался, не сравнивал. Если, кстати, при сравнении найдётся какая-то деталь-отличие, то потом можно на неё обращать внимание при "поставить-сказать".

Нужно не "репертуар" слушать, а фрагменты по секунде-другой. Можно подготовить такие фрагменты и устроить АВХ-тест. Это, если интересно. Так как я это не делал, то мне, получается, это возможнослышное отличие неинтересно (пока?).

Скриншоты в высококачественном JPG тоже хороши, если не знать, где смотреть.

P.S. Про "где смотреть": http://barocpraxis.arts.spbu.ru/Temperatia/temperatia-2.php -- "...то, что равномерно темперированная квинта даёт одно биение в секунду, было подмечено ещё в 1636 году".
http://zoozahita.ruБездомные животные Екатеринбурга ищут хозяев
 
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.