Re[6]: Бах, ХТК и темперация
От: SergeCpp Россия http://zoozahita.ru
Дата: 18.07.13 22:49
Оценка:
Здравствуйте, evgeny.e!

J>>Как раз в равномерной ничего не отличается. Отличается во всех остальных.


EE>ну да, но зачем в настоящее время то так делать? это ж анрил ваще,

EE>или это только для произведений, которые были написаны до баха/не в равномерной темперации? или под скрипку до сих пор так?

Тот же ХТК Баха (казалось бы!) сплошь и рядом играют в самых разных НЕравномерных темперациях. Вот наглядный пример: Ottavio Dantone играет каждый том (их два) в своей темперации — Werckmeister III и Kirnberger: http://bach-cantatas.com/NonVocal/Klavier-WTC-Dantone-Kirk.htm -- запись, кстати -- экстра-супер, рекомендую.
http://zoozahita.ruБездомные животные Екатеринбурга ищут хозяев
музыка бах
Re[4]: Расскажите мне про хроматизм
От: jazzer Россия Skype: enerjazzer
Дата: 19.07.13 02:47
Оценка:
Здравствуйте, gavenkoa, Вы писали:

G>On 2013-07-18, jazzer wrote:


>> Терция и секста стали консонансами относительно недавно, а до того их надо

>> было обязательно разрешать в консонанс.

G>Что значит разрешать консонанс?


разрешать В консонанс. Диссонанс в консонанс. Т.е. напряженно/неустойчиво звучащий интервал в спокойно/устойчиво звучащий. При разрешении обычно неустойчивая нота просто двигается (за один или несколько шагов) к ближайшей устойчивой (не забываем, что это все происходит в контексте тональности).

Т.е. если следовать самой ортодоксальной классике, то в тональности До есть только два устойчивых звука — До и Соль. Они образуют набор октав (До1-До2, Соль1-Соль2), квинт (До1-Соль1) и кварт (Соль1-До2). (Цифра — это номер октавы.) И в конце композиции должны звучать только эти две ноты (возможно, продублированными в разных октавах).

Потом постепенно в число устойчивых добавилась третья ступень (для тональности До это будет Ми), и соответствующие ей интервалы: терция (До1-Ми1, Ми1-Соль1) и секста (Ми1-До2, Соль1-Ми2).
jazzer (Skype: enerjazzer) Ночная тема для RSDN
Автор: jazzer
Дата: 26.11.09

You will always get what you always got
  If you always do  what you always did
Re[4]: Расскажите мне про хроматизм
От: jazzer Россия Skype: enerjazzer
Дата: 19.07.13 06:16
Оценка:
Здравствуйте, gavenkoa, Вы писали:

G>On 2013-07-18, jazzer wrote:


>> И тут уже Пифагор идет лесом, так как нужна равномерная темперация.


G>Равномерная темперация позволяет "транспонировать", "переностить" высоту звука

G>без проблем? В этом преимущество? Из-за легкости перелаживать из одного
G>инструмента в другой (если разные частотные диапазоны)?

Не только. В равномерном строе у тебя соотношения между всеми нотами одинаковые. То есть все терции (до-ми, до#-ми#, ре-фа# и т.д.) и другие интервалы звучат одинаково (в смысле отношения частот и возникающих из-за этого соотношения биений).
Соответственно все аккорды при переносе звучат одинаково. А аккорды возникают даже в одной тональности, без транспонирования.
Скажем в до-мажоре 3 мажорных трезвучия (до, фа, соль) и три минорных (ре, ми, ля) "встроены". В равномерном строе они все звучат одинаково, а в других — по-разному (т.е. соотношение частот везде разное, и картина биений, которые слышит ухо, разное, а в равномерном — одинаковое).
Собственно, именно отсюда и пошли суеверия насчет только, что все тональности разные — они разные только при неравномерной темперации, т.е. когда настроили инструмент в до-мажор, а потом играют на нем в ре-мажор — такой ре-мажор будет звучать очень криво.

G>Натуральный и равномерно-темперированый для меня звучали благородно, а пифагорейский как то лишне звенел.


В чистом строе терцию делают красивой специально, а в пифагорейском она какая получится, и получается она не очень, прямо скажем — слишком широкая.
jazzer (Skype: enerjazzer) Ночная тема для RSDN
Автор: jazzer
Дата: 26.11.09

You will always get what you always got
  If you always do  what you always did
Re[5]: Расскажите мне про хроматизм
От: MaximVK Россия  
Дата: 19.07.13 06:32
Оценка:
Здравствуйте, jazzer, Вы писали:

J>В чистом строе терцию делают красивой специально, а в пифагорейском она какая получится, и получается она не очень, прямо скажем — слишком широкая.


Коллеги, можете посоветовать что-то вроде "Теория музыка для чайников"?
Re[6]: Расскажите мне про хроматизм
От: jazzer Россия Skype: enerjazzer
Дата: 19.07.13 06:43
Оценка: 3 (1)
Здравствуйте, MaximVK, Вы писали:

MVK>Коллеги, можете посоветовать что-то вроде "Теория музыка для чайников"?


Ну есть классика: Способин "Элементарная теория музыки"

Правда, не помню, чтоб там про темперацию было... Но я ее 20 лет назад читал, а то и больше, уже не помню ничего
jazzer (Skype: enerjazzer) Ночная тема для RSDN
Автор: jazzer
Дата: 26.11.09

You will always get what you always got
  If you always do  what you always did
Re[6]: Как быстро освоить теорию музыки
От: SergeCpp Россия http://zoozahita.ru
Дата: 19.07.13 09:08
Оценка: 3 (1) :)
Здравствуйте, MaximVK!

MVK>Коллеги, можете посоветовать что-то вроде "Теория музыки для чайников"?


Как быстро освоить теорию музыки: http://hi-copy.livejournal.com/79607.html
http://zoozahita.ruБездомные животные Екатеринбурга ищут хозяев
музыка
Re[7]: Бах, ХТК и темперация
От: jazzer Россия Skype: enerjazzer
Дата: 19.07.13 11:39
Оценка:
Здравствуйте, SergeCpp, Вы писали:

SC>Тот же ХТК Баха (казалось бы!) сплошь и рядом играют в самых разных НЕравномерных темперациях. Вот наглядный пример: Ottavio Dantone играет каждый том (их два) в своей темперации — Werckmeister III и Kirnberger: http://bach-cantatas.com/NonVocal/Klavier-WTC-Dantone-Kirk.htm -- запись, кстати -- экстра-супер, рекомендую.


Ну, вообще говоря, обе достаточно близки к равномерной темперации. Веркмайстер вообще считается изобретателем термина "темперация", и Бах, вроде как, именно его темперацию имел в виду, когда говорил про "хорошо темперированный" клавир
jazzer (Skype: enerjazzer) Ночная тема для RSDN
Автор: jazzer
Дата: 26.11.09

You will always get what you always got
  If you always do  what you always did
Re[8]: Бах, ХТК и темперация
От: SergeCpp Россия http://zoozahita.ru
Дата: 19.07.13 14:27
Оценка: 2 (1)
Здравствуйте, jazzer!

J>...Веркмайстер вообще считается изобретателем термина "темперация", и Бах, вроде как, именно его темперацию имел в виду, когда говорил про "хорошо темперированный" клавир


Есть крайне интересные мнение: http://www.larips.com/ и http://bachtuning.jencka.com/essay.htm

Вот Гольдберги в этой темперации: http://markdblackwell.blogspot.com/2010/02/goldberg-variations-in-bach-lehman.html -- у него в журнале ещё есть примеры в этой темперации, тот же ХТК: http://markdblackwell.blogspot.com/2010/03/bach-well-tempered-clavier-bach-lehman.html и другое.
http://zoozahita.ruБездомные животные Екатеринбурга ищут хозяев
музыка бах
Re[2]: Расскажите мне про хроматизм
От: oxidata Лес  
Дата: 19.07.13 15:08
Оценка: :)
Здравствуйте, rttrtt, Вы писали:

R>как я понимаю, история развития гармонии музыки берет начало еще от пифагора

...

Равномерно темперированный строй — музыкальный строй, при котором каждая октава делится на математически равные интервалы, чаще всего на двенадцать полутонов (1:\sqrt[12]{2}). Такой строй господствует в европейской профессиональной музыке приблизительно с XVIII века вплоть до нашего времени.
Re[7]: Бах, ХТК и темперация
От: jazzer Россия Skype: enerjazzer
Дата: 22.07.13 02:13
Оценка:
Здравствуйте, SergeCpp, Вы писали:

SC>Здравствуйте, evgeny.e!


J>>>Как раз в равномерной ничего не отличается. Отличается во всех остальных.


EE>>ну да, но зачем в настоящее время то так делать? это ж анрил ваще,

EE>>или это только для произведений, которые были написаны до баха/не в равномерной темперации? или под скрипку до сих пор так?

SC>Тот же ХТК Баха (казалось бы!) сплошь и рядом играют в самых разных НЕравномерных темперациях. Вот наглядный пример: Ottavio Dantone играет каждый том (их два) в своей темперации — Werckmeister III и Kirnberger: http://bach-cantatas.com/NonVocal/Klavier-WTC-Dantone-Kirk.htm -- запись, кстати -- экстра-супер, рекомендую.


Вот скажи, ты можешь на слух отличить равномерную темперацию от Werckmeister и Kirnberger?
Я вот за выходные переиграл весь свой репертуар в Werckmeister — никакой разницы не почувствовал.
Пару вещей сыграл в Kirnberger — тоже разницы не услышал.
Так что либо мне просто медведь на ухо наступил, либо разница совершенно несущественна (для людей без абсолютного слуха вроде меня).
jazzer (Skype: enerjazzer) Ночная тема для RSDN
Автор: jazzer
Дата: 26.11.09

You will always get what you always got
  If you always do  what you always did
Re[8]: Восприятие различий
От: SergeCpp Россия http://zoozahita.ru
Дата: 22.07.13 10:56
Оценка:
Я не задавался целью сравнивать на различия, см. ниже, почему кому-то нужно именно сравнивать, а не просто слушать (а кто-то и просто услышит).

Это то же самое, как скриншоты — кто-то не замечает разницу, а кто-то — не переносит. Вот, из недавнего: http://rsdn.ru/forum/htmlayout/5235548.1
Автор: SergeCpp
Дата: 19.07.13




А причём тут именно абсолютный слух? Он бы тут пригодился, если бы все темперации были сдвигом одной (что происходит про разной базе: Goldbergs in F Major — http://bach-cantatas.com/NVD/BWV988-Belder.htm ). Тогда как у них разные именно пропорции между нотами (12 корень из двух — только в равномерной, иначе они все были бы равномерными). А разные пропорции слух слышит много лучше, чем абсолютный сдвиг (разницу между почти одновременно сыгранными 440 и 441 мы слышим, а вот если всё произведение так сдвинуть, то уже сложнее услышать). Ясно, что, как и в случае со скриншотами, не каждый услышит. В сети есть модельные примеры коротких фрагментов (очевидные google-запросы, да и на сайтах, что я выше ссылки давал).

Хотя, может тут как МП3-320 и лосслесс — очень мало, кто слышит (хотя очень много, кто говорит, что слышит: на ixbt некогда знаток не услышал подмешанный к основной музыке другой трек на -40, кажется, ужас, что там после оглашения творилось... Ссылку не помню.).
http://zoozahita.ruБездомные животные Екатеринбурга ищут хозяев
Re[9]: Восприятие различий
От: jazzer Россия Skype: enerjazzer
Дата: 22.07.13 12:17
Оценка:
Здравствуйте, SergeCpp, Вы писали:

SC>Я не задавался целью сравнивать на различия, см. ниже, почему кому-то нужно именно сравнивать, а не просто слушать (а кто-то и просто услышит).


Это все хорошо, ты за себя скажи — ты сам лично слышишь разницу?
Вот поставить тебе ХТК — ты сможешь сказать, в какой темперации он сыгран?

Я просто все время играл в равномерном строе, а на выходных специально переиграл в Веркмайстере свой репертуар (а это ХТК, Чайковский, Рахманинов, Шопен, Мошковский) — и все вслушивался, услышу ли что-то необычное по сравнению с равномерным строем. Нет, все как обычно.

Вот если пифагорейский включить — это да, аж зубы ломит. А Веркмайстер и Кирн-как-его-там — разница мне, по крайней мере, по сравнению с равномерным не слышна.
jazzer (Skype: enerjazzer) Ночная тема для RSDN
Автор: jazzer
Дата: 26.11.09

You will always get what you always got
  If you always do  what you always did
Re[10]: Восприятие различий
От: SergeCpp Россия http://zoozahita.ru
Дата: 22.07.13 15:45
Оценка:
Я же говорю -- я не сравнивал. Кто на клавесине играет в равномерной? Я не интересовался этим аспектом. Это надо взять и сравнить. А так как отличия малы, то просто "поставить-сказать" — вряд ли. Хотя ещё раз повторю -- я именно этим не интересовался, не сравнивал. Если, кстати, при сравнении найдётся какая-то деталь-отличие, то потом можно на неё обращать внимание при "поставить-сказать".

Нужно не "репертуар" слушать, а фрагменты по секунде-другой. Можно подготовить такие фрагменты и устроить АВХ-тест. Это, если интересно. Так как я это не делал, то мне, получается, это возможнослышное отличие неинтересно (пока?).

Скриншоты в высококачественном JPG тоже хороши, если не знать, где смотреть.

P.S. Про "где смотреть": http://barocpraxis.arts.spbu.ru/Temperatia/temperatia-2.php -- "...то, что равномерно темперированная квинта даёт одно биение в секунду, было подмечено ещё в 1636 году".
http://zoozahita.ruБездомные животные Екатеринбурга ищут хозяев
Подождите ...
Wait...
Пока на собственное сообщение не было ответов, его можно удалить.